Иной раз начинаешь разбираться в какой-нибудь странной истории, и понимаешь вдруг, что Агате Кристи даже не снились сюжеты столь запутанные, преступники столь хитроумные и коварные, жертвы столь наивные и беспомощные.
Взять хоть реформу нашего российского здравоохранения. Никто ж не спорил, что реформа нужна. Очень нужна. Уже как-то даже неловко, в очередной раз читая свежие публикации в ведущих профессиональных журналах, осознавать, что отстаём мы от цивилизованного мира и по протоколам лечения, и по технологиям, и по оснащению клиник, и по организации здравоохранения. А уж с подготовкой медицинских кадров у нас совсем всё печально: современных знаний не имеют, английского не знают, необходимыми навыками не владеют, на самообучение не мотивированы.
Так что, без реформы, товарищи, нам категорически не обойтись.
Вот и президент наш, после очередной инавгурации в мае 2012 года, недвусмысленно обозначил цели и задачи реформы российского здравоохранения: качество и доступность медицинской помощи повышать, оплату труда медработников увеличивать. Президент сказал — чиновники ответили: «Есть!».
И вот уже закрываются больницы, роддома и поликлиники, стремительно растут очереди к врачам, в разы снижаются врачебные зарплаты. Но чиновники бравурно рапортуют наверх: реформа идёт успешно, лечат у нас всё лучше, врачи зарабатывают всё больше.
А президент что? Он верит. Доволен, что всё у нас в медицине так замечательно. Действуйте, говорит, ребята, продолжайте в том же духе!
А чиновники и рады стараться: продолжают.
В одной только Москве подготовили к закрытию более 70 медицинских учреждений! Московские власти, конечно, о таких своих планах скромно умалчивают, но, как говорится, шила в мешке не утаишь.
И возникает вопрос: что же это за реформа такая, братцы, после которой больным людям и лечиться-то будет негде! Вроде как, в 41-ой статье Конституции нашей записано, что за лечение и профилактику болезней наших платит наше заботливое государство. Но закон и реалии жизни в великой стране чудес не всегда совпадают. Так что, хочешь-не хочешь, а придётся, если желаешь выжить, идти в платные клиники. За свои, кровные, лечиться. А то, что честно налоги платил всю жизнь, и потому имеешь право, — забудь!
Но вернёмся к уничтожаемым клиникам. Неужели, и правда, не нужны они нашему городу? Как бы не так! Очень нужны. Всем нам, москвичам и гостям столицы, — чтобы лечиться в них, если, не дай бог, заболеем. Медицинским работникам — чтобы работать в них, честным и нелёгким трудом зарабатывая себе на кусок хлеба. А московским чиновникам — чтобы зарабатывать на них деньги. Это не те копеечные выплаты, что приносит лечение по ОМС. Медицина не может, не имеет право быть чьим-то источником дохода. Но больницы, особенно московские, могут приносить доходы. Огромные доходы. При одном условии: если их продать.
Вы скажете — это запрещено законом (Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ): объекты здравоохранения, обеспечивающие нужды социальной защиты населения, приватизированы, а, тем более, проданы, быть не могут.
На самом деле, всё не так просто. Закон, принятый в 2001 году, действительно не позволяет приватизировать больницы, роддома, санатории и поликлиники. Но в законы вносятся поправки, издаются новые законы и подзаконные акты… Словом, всё течёт, всё меняется. И вот , в 2005 году, принимается Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «О концессионных соглашениях».
Больницы по-прежнему нельзя продавать, но можно отдавать их в долгосрочное пользование, лет, этак, на 49… А вот и первая ласточка, улетевшая в концессию, московская ГКБ №63. Но до этой ласточки, с 2005 года, ещё долгие 7 лет. Надо подготовить почву. Объявить, что больница не нужна городу, что она лишняя, неэффективная. Но как? Ответ, казалось бы, прост: больницу надо обанкротить. Позвольте, но можно ли обанкротить государственное учреждение, финансируемое из бюджета? Можно, но для этого надо ввести очередные подзаконные акты. Вот они: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 539 г. Москва «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» и, через несколько месяцев, Постановление Правительства Москвы от 21.12.2010 № 1075-ПП «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений города Москвы».
Что же это за постановления и зачем они нужны? В частности, конечно, для того, чтобы в деталях расписать положение (внимание!) не о приватизации, а «всего лишь» о реорганизации и ликвидации государственных учреждений.
При этом, государственные учреждения были рассортированы на три группы: казённые, автономные и бюджетные. Особое внимание на последние — бюджетные. К ним-то и было отнесено подавляющее большинство учреждений здравоохранения Москвы, они стали именоваться корявой аббревиатурой ГБУЗ. Финансирование ГБУЗ до недавнего времени было многоканальным и осуществлялось за счёт ОМС, ДМС, платных медицинских услуг и регионального бюджета. И вот тут-то городским властям, как говорится, все карты в руки. Да-да, те самые «дорожные карты» реорганизации здравоохранения, которых никто не обсуждал ни с врачебным сообществом, ни с пациентскими объединениями. Это секретные карты. Их состряпали где-то в недрах ВШЭ, по спецзаданию руководства здравоохранения, и тщательно скрывали от любопытной общественности. Наверное, для того, чтобы она не обрадовалась раньше времени.
Но мониторинг общественного мнения в процессе проведения реформы был важен, очень важен для реформаторов. В 2011 году некий молодой и рьяный поклонник реформы здравоохранения создал в фейсбуке группу, назвал её «Мнения о здравоохранении» и начал там устраивать пробно-информационные вбросы, чтобы отследить настроение народа. Например, предлагал людям высказаться на тему «не пора ли нам отменить 41-ую статью Конституции, господа-товарищи?» Ну и всякие другие «риторические» вопросы подобного толка. Группу эту, говорят, активно почитывали реформаторы здравоохранения, оценивали ситуацию.
Итак, подготовив соответствующую моральную и законодательную базу, реформаторы перешли от слов к делу. Постановление Правительства Москвы вступило в силу в январе 2011 года. И — началось. Главное было правильно использовать кадры, которые у нас, как известно, решают всё.
Есть в центре Москвы, на проспекте Мира, замечательный коммерческий «Европейский медицинский центр» (ЕМС). Расценки там, конечно, заоблачные, но качество медицинской помощи того стоит.
В течение шести лет руководил этим центром и развивал его самым достойным образом талантливый врач, Леонид Михайлович Печатников, нынешний Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития.
В 2010 году Леонид Михайлович возглавил Департамент Здравоохранения Москвы, двумя годами позже приступил к своим сегодняшним обязанностям.
А уже в 2011 году Л.М.Печатников практически полностью поменял всех главных врачей в больницах города. Не на случайных людей поменял — на своих.
С дальним прицелом поменял. И сделал первый выстрел. Помните про «первую ласточку»? Да, именно про несчастную 63-ю больницу.
Итак. В конце 2011 года в ГКБ №63 приказом ДЗ назначается новый главный врач. Хороший человек. Приближенный Печатникова.
В мае 2012 года объявляется о слиянии ГКБ №63 с Первой Градской. С этого момента нет больше ГКБ №63, есть Филиал №1 Первой Градской больницы.
Сразу после слияния, в том же 2012 году, московское правительство объявляет открытый конкурс на заключение концессионного соглашения в отношении одного из старейших лечебно-профилактических учреждений города — бывшей Городской клинической больницы №63. Победителю предстояло провести реконструкцию корпусов и создать на базе больницы современное многопрофильное учреждение.
А теперь — внимание!
Европейский медицинский центр (тот самый, которым до 2010 года руководил Л.М. Печатников) оказался единственным участником и победителем тендера, и получил в управление ГКБ № 63 сроком на 49 лет.
Заметьте, всё строго по закону. Или почти по закону, потому что дело о концессии 63-ей уже год проверяет Прокуратура. Но, очевидно, ничего серьёзного эта проверка пока не показала, поскольку вице-мэр по социальным вопросам продолжает своё триумфальное шествие по дорогам, намеченным на краплёных секретных картах московской реформы.
Иногда, правда, спотыкается вице-мэр о внезапные буераки: неведомые хакеры регулярно добывают с его секретных компьютеров планы-графики закрытия московских медицинских учреждений. И не просто добывают для личного пользования, а размещают их в соцсетях и прочих СМИ, негодяи этакие!
Приходится из-за этих хакеров на уловки разные идти: то обещать больницы не закрывать, сулить превращать их в университетские клиники, то отступные недовольным врачам выплачивать из городского бюджета…
Но ведь не успокаиваются, бузотёры! Что ни неделя, то митинг, выступления в СМИ, протестные акции!
А как хорошо всё начиналось: в намеченные для уничтожения больницы, устным распоряжением Департамента здравоохранения прекращалась госпитализация по «скорой» и из городских поликлиник, декларировалось одноканальное финансирование, тарифы ОМС снижались… Вот она, вожделенная неэффективность! Вот оно, долгожданное банкротство! Всего-то и оставалось — слияние с другой больницей, превращение в филиал, увольнение персонала, освобождение зданий, и — ура! — ликвидация государственного учреждения здравоохранения города Москвы по согласованию с Департаментом имущества города Москвы. Вот теперь всё это можно продавать, как ненужную городу недвижимость на ненужной городу московской земле. Дорогой, конечно, земле. Но всё опять строго по закону, заметьте!
Кто бы ещё несколько месяцев назад мог подумать, все эти законные, тщательно подготовленные и тайно спланированные мероприятия, могут сорваться из-за разбушевавшихся упрямцев, пациентов и медицинских работников, которые спутали все карты — те самые дорожные карты! — вершителей судеб московского здравоохранения.
Но ведь спутали. А без краплёных карт шулерские уловки обречены.