Коммивояжеры

Дважды за последний год пришлось мне выступать по этой теме и ещё несколько раз давать интервью всё по тому же вопросу: «Врач и медицинский представитель – эволюция и проблемы взаимоотношений». Откуда вдруг такой острый интерес к столь частному и малозначимому для врача вопросу?

Всё просто: «виновата» Статья 74 Закона N 323-ФЗ  «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»  накладывающая прямой запрет на визиты медицинских представителей к медицинским работникам и руководителям медучреждений:

Медицинские работники и руководители медицинских организаций не вправе осуществлять прием представителей фармацевтических компаний, производителей или продавцов медицинских изделий, за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, участия в порядке, установленном администрацией медицинской организации, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, связанных с повышением их профессионального уровня или предоставлением информации, предусмотренной частью 3 статьи 64 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и частью 3 статьи 96 настоящего Федерального закона

Т.е., фактически, госпоже Большой Фарме перекрыли возможность бесконтрольно проводить «промывание мозгов» практикующим врачам для повышения продаж своих препаратов.  Простите мне это ёрничание, но, нечаянно увидав однажды презентацию для обучения медрепов, я стала весьма цинично относиться к представителям этой профессии. Вот пара цитат из «морального кодекса» представителей фармкомпаний: «Цель работы с врачами – выработать стереотип выписывания рецепта: пациент-диагноз-препарат»; «Работа MR с врачом должна строиться от «просить врача попробовать назначить препарат хотя бы двум следующим пациентам» до «просить увеличить количество пациентов, которым будет назначен препарат». Так их программируют работать с нами.
Вам это нравится, коллеги? Мне — нет.

А теперь небольшой экскурс в прошлое. Медрепы появились в моей клинике лет десять назад или чуть поболе. Их первые визиты были почти комичны и чем-то напоминали визиты «свидетелей Иеговы», которые примерно в те же времена активно ходили по квартирам нашего дома. Все эти мальчики и девочки в строгих деловых костюмах (я сейчас исключительно о медрепах), с неудержимой радостью на лице и в звенящем голосе, несли мне, заблудшему эндокринологу, «благую весть» об очередной «панацее», призванной избавить мир от диабета, гипотиреоза, дислипидемии, ожирения, бесплодия, климакса, остеопороза и прочих эндокринных недугов. Их заученные наизусть фразы, красочные рекламные буклеты в потных ладошках, заискивающие взгляды, — всё это вызывало брезгливое сочувствие и желание побыстрее выпроводить их под благовидным предлогом. Они пытались сформировать у меня положительное подкрепление, обильно задаривая меня ручками, блокнотиками и стикерами. А я ощущала себя старой цирковой собакой, давно знающей все трюки и фокусы, которой противно делать сальто за кусочек несвежего мяса. Милые ребята! Всё, что они пытались рассказать мне, я уже полгода, а то и год назад, прочла в PubMed, где в режиме он-лайн отслеживала свежие публикации. Боже, как давно это было!..

На смену тем новобранцам, изготовленным по неадаптированному западному образцу, вскоре пришли другие медрепы. Эти были одеты попроще, подемократичнее: свитер, джинсы. Они держались дружелюбно, хоть и немного навязчиво. Они приносили свежие переводы журнальных статей, статистику, полученную в новых клинических исследованиях, обучающие материалы для больных. И, главное, они приносили упаковки фирменных медицинских препаратов, так называемые, образцы. За эти образцы, ну ещё и за обучалки для пациентов, я была с ними мила и терпелива. Не хотелось говорить, что вся их «свежая информация» изучена мною уже 3-4 месяца назад, добыта из свежих источников.
Шло время. Медрепов становилось всё больше. Они любили меня. К тому времени я уже много выступала в качестве лектора, фирмы активно заключали со мной договора. Были приятные бонусы – поездки на зарубежные конгрессы на счёт фирм-спонсоров, оплаченные уик-энды в лучших подмосковных отелях, дорогие подарки… Было, было. Зачем скрывать? Никогда при этом не продавалась за все эти удовольствия. Более того, всегда объявляла представителям фармкомпаний, что буду назначать их препарат не больше и не меньше, чем делала бы это без их «знаков внимания».

Препарат назначается по показаниям, а не по любви и благодарности к фармфирме.

Справедливости ради, отмечу, что медрепы бывают очень разные. Замечательные, разумные, отлично ориентирующиеся в заболевании и препарате, о которых он пришёл говорить. Со многими мы до сих пор остаёмся друзьями, хотя большинство из этих ребят уже давно ушли из своих фармкомпаний. Встречались и другие: недалёкие, поверхностные. Они не стеснялись предложить мне, например, оплачивать сотовый телефон за то, что я буду назначать каждый месяц по 30 упаковок их препарата. Сами догадываетесь, куда я предлагала им пойти…

Но, в общем, отношения с Фармой крепли и развивались, и так было до 2012 года, когда грянул этот самый Закон. Наши почти окрепшие узы были разорваны. Мои пациенты лишились перепадавших им бесплатных образцов оригинальных дорогостоящих лекарств. Я больше на раздаю им памятки по питанию при диабете и красочные книжки про гипотиреоз. На международные конгрессы я езжу теперь за свой счёт. Приходится копить деньги и ездить на эти мероприятия вместо части своего отпуска, но повышение квалификации стоит того. Продолжаю читать лекции, работать в клинических исследованиях, посещать в нерабочее время образовательные мероприятия в Москве. Словом, всё, что не запрещено, то разрешено.
Проживём и так.

А как же Большая Фарма? Наверное сильно пострадала от последствий закона? «Ой, я-таки вас умоляю!», — как говорят в Одессе. Она изменила вектор главного удара. Фармацевты, провизоры, непосредственно пациенты, — держитесь! У вас нет наших знаний и нашей стойкости. Да и медрепы поднаторели в искусстве промывания мозгов с учётом российской ментальности.

Так что, Закон Законом, а бизнес бизнесом. Никто не проиграл: ни законотворцы, ни Его Величество Фармбизнес. В проигрыше остались наши пациенты, ну и мы, врачи, немножко.

Медицинский вестник

Share and Enjoy

  • Facebook
  • Twitter
  • Delicious
  • LinkedIn
  • StumbleUpon
  • Add to favorites
  • Email
  • RSS