Вот, о чём думаю. Как привить человеку с детства органическое отвращение к вранью?
Человек, он ведь когда врёт? — когда боится.
Боится, что накажут…
боится, что не разрешат…
боится, что будут насмехаться…
боится унижений, оскорблений, криков, ругани…
боится просто не понравиться…
Человек с детства настолько несвободен от мнений других людей, — родителей, друзей, учителей и воспитателей, родственников и знакомых, — что фактически ВЫНУЖДЕН врать, чтобы обеспечить собственную безопасность. Или иллюзию безопасности.
Несвобода = рабство. Врут рабы. Свободным людям незачем врать.
Мы родились и выросли в обществе с рабской психологией. В обществе, где начальники всегда правы, а подчинённые всегда дураки. В обществе, где люди разговаривают друг с другом с позиций силы, нисколько не уважая в собеседнике равного себе человека. Или разговаривают с позиций подобострастного подчинения, уничтожая в себе остатки свободного сознания.
Но тогда получается, что ситуация безвыходная? В детстве человек врал, чтобы угодить родителям и учителям; становится взрослым — врёт, угождая начальству, жене и, опять же, родителям…Враньё, как сохранение неприкосновенности внутреннего мира?
Но зачем же врать? О сокровенном можно просто промолчать. Можно сказать: «Извините, я не хочу об этом говорить.»
Нет, врут не ради защиты сокровенного. Врут ради того, чтобы казаться… Казаться кем-то другим: более лояльным, справедливым, исполнительным… Врут ради того, чтобы казаться честным!
Как же выработать иммунитет к желанию соврать?
Мне думается, только уважением к человеческой личности, уважением к мнению ребёнка и к его тайнам, отсутствием давления и шантажа, стремлением понять человека, даже если этому человеку всего три года.
Но как же это непросто для тех, кто родился рабом…
И всё-таки надо, надо «выдавливать из себя раба по капле».
Надо.
Иначе никогда не поднимемся с колен.