Западный Берлин. GEDÄCHTNIS-KIRCHE…
Я была там, в обоих храмах — разрушенном старом и прозрачно-синем новом… «Сталинградская Мадонна» — одно из моих самых сильных берлинских впечатлений.
Представьте только — немецкий солдат, врач, в растерзанной его страною чужой холодной России. Переломный момент войны. Страшное кровавое сталинградское сражение.
Он, Курт Ройбер, человек в фашистской форме, страдающий и раскаивающийся, маленький винтик в маховике военной машины… Он видит лица русских, не военных — мирных людей, лишившихся крова по ЕГО вине — лица женщин, детей…
Он не может остановить эту страшную войну. Он не может выражать свой протест — он солдат немецкой армии.
И Курт выплёскивает свои эмоции, рисуя на планшетных листках. Так рождается его Мадонна.
Курт Ройбер умер в лагере для военнопленных под Елабугой. Его рисунки привёз в Германию однополчанин, оставшийся в живых.
Это уже потом, когда планшетный листок с карандашным рисунком попадёт в разрушенный послевоенный Берлин, пронзительный образ матери, оберегающей своё дитя, назовут Сталинградской Мадонной. И увеличенный рисунок Курта Ройбера станет одной из икон нового синего храма…
В этой иконе переплелись страдание русского народа и покаяние немецкого…
Это — икона-память, икона-примирение.
Её надо видеть!…