Про кино. Очень личные впечатления

Признаюсь, в вопросах кинопросмотров я консерватор. Из-за хронического цейтнота мне жаль терять уйму времени на некачественное кино. Поэтому я предпочитаю просмотр старых любимых фильмов возможности быть в числе первых зрителей новых. Если уж смотреть что-то новое, то гарантированно хорошее. Гарантия качества – восторженные отзывы людей, чьему мнению я доверяю.

Так случилось, что за последние дни я посмотрела два новых фильма. Оба – о любви. В обоих любовный треугольник: одна женщина и два любящих её мужчины.  У каждой из этих женщин есть любимый ребёнок, понимающий всё и страдающий от этого. И ещё в фильмах есть поезда, несущие смерть… Так много общего в болевых точках сюжетов, и абсолютно ничего общего между ними. Это совершеноо разные истории, разные фильмы. Один шествует по всему миру как бестселлер, событие года. Другой… Сначала о нём.

Я попала на просмотр этого фильма случайно, ничего не слышала о нём прежде. Нет, вру, слышала: охранник у кинозала сказал «Отличный фильм!» (Тоже мне, авторитет нашёлся!, — подумала я.) В общем, тот фильм я смотреть не хотела, категорически. Пошла в кино из вежливости.

Понимаете, я очень, очень требовательна и придирчива, когда речь идёт о кино. Мне нужны настоящие эмоции. Я хочу сопереживать героям, встраиваться в события всем своим существом, хочу смеяться и плакать, бояться и облегчённо вздыхать… Хочу почти невозможного, потому что фильмов, воздействующих на меня именно ТАК, — единицы. Я возлагала огромные надежды на бестселлер 2012-го года, расхваленный моими друзьями и знакомыми, уже повидавшими его… Я почти верила в возможность нового чуда.

Ах, простите, не назвала имя вожделенного шедевра. Это «Anna Karenina» Джо Райта. Мечтала увидеть, никак не удавалось и вот – счастье! – друг подарил нам лицензионный диск с этим фильмом. Мы подготовились.  Удобно устроившись в полумраке, разложив перед собой всякие вкусняшки, отключив русские титры, чтобы не мешали, мы приготовились к просмотру кинохита на большом экране, с отличным качеством звука.

Немного странным показалось режиссёрское решение сделать фильм в виде театральных сценок, картинок из русской жизни (как представляет её режиссёр). Но это его, режиссёрское право. Пусть лубочные картинки, пусть. Но вдруг посыпались абсурдные мелочи, разрушавшие волшебство кинодейства, Шедевр Толстого был прочитан с такими неточностями, от которых, мягко говоря, становилось не по себе. На 10-ой минуте фильма русский дворянин Стива Облонский, беседуя с Левиным, взгромоздил ноги на обеденный стол. Эта милая американская манера расслабляться, очевидно, нравится режиссёру, и он хотел показать, что Стива – человек вольнолюбивый. Конечно, откуда Джо Райту знать, что в России стол – место, на которое кладут хлеб. Стол свят. Положить на него ноги для русского человека – кощунство, подобное плевку в икону.

С этого момента вера в киноправду исчезла и осталось лишь созерцание, в надежде, что фильм всё-таки хорош. Но сколько нелепостей, сколько! Дом Левина – огромная серая бревенчатая изба с церковными луковками сверху. Сигареты из вполне современной пачки, которыми Вронский угощает Анну на балу. Русская песня, звучащая за кадром, с исковерканной мелодией, на ломанном русском языке – ну зачем? Русские имена в устах Анны – «Серьйожа», «Альйоша» — омерзительны (неужели трудно, с помощью консультантов, выучить два слова на чужом языке в точном произношении?). История очень упрощенная, по сравнению с романом Толстого и с ранее снятыми фильмами. А актёры… Ох… Алексей Александрович – постаревший Клим Самгин (лицо, манеры, всё…). Вронский – белокурый херувим с безвольным подбородком, больше похожий на юношу-гея, чем на русского офицера. (О, Вронский, сыгранный Лановым!).

И, наконец, сама Анна… Простите, я знаю, многие в восторге от Киры Найтли. Она красивая модель, но, увы, она слабая актриса. В «Пиратах Карибского моря» она хороша, да. Но сыграть Анну Каренину – задачка посложнее. (Есть превосходные британские и американские актрисы; они игрой своей заставляют верить каждому слову и жесту своей героини, но это не Кира Найтли). Ботокс тому виною или щадящая мимика, но улыбаться она не в состоянии вообще. Анна Каренина, не способная искренне широко улыбнуться, а лишь морщащая нос, как рычащая собака. Неприятное зрелище. Кроме того, у Толстого Анна Каренина не страдала дефицитом массы тела, образ Анны в фильме несколько худосочен, не только амимичен. К концу фильма Анна алкоголичка и наркоманка. Но пусть это останется на совести режиссёра.

Ещё многие и многие мелочи в этом фильме вызывают желание сказать: «Господин Райт, не следует снимать фильмы о жизни другой страны в позапрошлом веке, если Вы не потрудились изучить историю, обычаи и традиции этой страны, если не пожелали вникнуть в авторский текст, если Вы не учли, что этот фильм будут смотреть русские, и не только русские, не помнящие родства».

Вот с таким ощущением я неделю жила после этого фильма, всё надеясь, что придёт некое послевкусие, переоценка восприятия, и тогда я пойму, что это шедевр. Переоценки не случилось. И тут меня пригласили в кино.

Российский фильм 2013-го года под названием «Метро» я смотреть категорически не желала. Во-первых, потому, что ненавижу «чернуху». А чем ещё может быть современный российский фильм? Во-вторых, потому, что российское кино пребывает в полумёртвом состоянии, и ждать от него нечего. Я была в этом твёрдо уверена. Простите меня за эту уверенность, уважаемый Антон Мегердичев, режиссёр превосходного, яркого, сочного, полного эмоций фильма. Не ожидала. Давно не приходилось так переживать в кино: смеяться и плакать, сжиматься от ужаса и хвататься за соломинки надежды вместе с главными героями.

Когда-то меня восхитил первый отечественный фильм-катастрофа под названием «Экипаж». По эмоциональному накалу я могла бы сравнить эти фильмы. Хотя в сюжетных линиях – ничего общего. Просто «Метро» — это очень хорошее кино. Качественное, разноплановое, заставляющее переживать во время просмотра и много думать после. О многом думать.

Два новых фильма за две недели – для меня это много. И мало. Потому что шанс увидеть хороший фильм ничтожен. Но мне повезло. Я увидела замечательный фильм. Один из двух просмотренных фильмов оказался хорошим – это огромная удача, при моём придирчивом отношении к кино.

Share and Enjoy

  • Facebook
  • Twitter
  • Delicious
  • LinkedIn
  • StumbleUpon
  • Add to favorites
  • Email
  • RSS